Хиппи -- группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои, общепринятые
нормы поведения и ведущие бродяжнический образ жизни.
(Советский Энциклопедический Словарь)
|
|
|
История1)
"Граждан мира" хватало во все времена. Таковым называл себя Диоген, великий мыслитель древности и знатный хиппарь. И дело не только в том, что он жил в бочке. Бомжи тоже живут - это еще не повод. Но нормальный, социально адекватный человек вряд ли сумел бы на вопрос полководца Александра "Чего ты желаешь?" ответить: "Отойди от бочки, ты загораживаешь солнце". Кроме того, Диоген никогда не брал взаймы денег, он просил "дать их". Это же типичный аsk - то, чем промышляли все хиппи (ask - "просить" (англ.)).
В 20-х годах этого века в Германии появилось нечто, напоминающее современных хиппи . Сотни
молодых людей объединялись в группы под названием WANDERVOGEL. Юные создания плевали на
взрослые авторитеты и в свободное время балдели в живописных уголках сельской германской местности, а
ночи проводили в сараях и на сеновалах. Члены WANDERWOGEL носили длинные волосы, не мылись,
порицали городскую цивилизацию, читали Германа Гессе и индийских философов, ратовали за свободную
любовь... Но WANDERVOGEL'цы, как бы длинноволосы и неумыты они не были, не создали ничего
значительного в литературе или живописи.
"Я вижу, мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщему требованию потребления продукции. Миллионы молодых американцев совершают странные поступки, поддерживая ощущение вечной свободы у каждого..." - Джек Керуак был первым, кто открыто сформулировал и провозгласил те идеи, которые сразу же были приняты "разбитым поколением", битниками.
Битничество началось где-то в 1944-45 годах, когда встретились Джек Керуак, Уильям Берроуз и Аллен Гинзберг. C самого начала их союз стал не столько литературным течением, сколько идеологически агрессивной группировкой. Симпатии к марксизму, русскому анархизму (по этому поводу массово переиздавались Кропоткин и Бакунин), русской Октябрьской революции (дедушка Ленин? Почему бы и нет!) и к троцкизму одновременно. Если к этому прибавить протест против американской внешней политики, "общественной морали", а также против святая святых - американского образа жизни, получится полная картина.
Буддизм, практика медитации, психоделики, открытые формы стиха... Эта романтика была с восторгом принята первыми хиппи. Десятки тысяч молодых людей вырывались из клетки бытия, стенами которой были деньги, благосостояние, умеpенный консерватизм, каpьеpа. Это была попытка опрокинуть сложившуюся систему ценностей, возвестить о наступлении новой эры - эры любви. Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми, отношений, где не было расчета.
Запад был ошарашен. Города и веси наводнили юноши и девушки странного вида и поведения, одетые в нарочито старую и рваную одежду, они тихо сидели на площадях и улицах, бренчали на гитарах и читали стихи. Кеpуак был их философией, Beatles - гимном, а All you need is love - девизом.
Flower Power2)
Незабываемые 60-е годы, "эпоха цветов". Революция, о поражении которой так много говорили в 70-х,
на самом деле победила. Западное общество устояло под натиском левых радикалов и детей-цветов только
потому, что сумело измениться в сторону большей свободы и демократичности.
Музыка 60-х, театр 60-х, живопись 60-х -- это попытка вытолкнуть себя за привычные пределы.
Случалось, что в этом "движении за" черный ход (травка, игла, колеса) использовался куда чаще, чем парадный
медитация и прочие психотехники). 60-е дали движение, может быть, безнадежное и неправильное. Но ведь
была попытка выскочить за пределы "человеческого". То был безумный штурм неба: "Лестница на небеса", Лед
Зеппелин, вспомните. Эти люди очень хорошо знали, что есть Небеса и что есть Ад. Единственное, чего они
не хотели -- это быть посредине.
Хиппи создали новое искусство, главной категорией которого стала спонтанность. Спонтанность
концертной импровизации -- Хендрикс, спонтанность рисунка -- Уорхолл, спонтанность текста -- Дилан с его
романом "Тарантул", спонтанность театрального действа.
Произошедший тогда энергетический взрыв дал группам конца 60-х заряд такой силы, что многие из них
просуществовали на нем до наших дней. Их творческая потенция и бунтарская энергия не дают покоя
нынешним рокерам, заставляя вновь и вновь обращаться к истокам.
Психоделики2)
В настоящее время в США широко обсуждается проблема легализации психоделических препаратов
(псилоцебе, айяхуаска, пейот и др.). Главным аргументом сторонников легализации является использование психоактивных веществ традиционными обществами для стимулирования своего духовного и культурного
развития в виде растений на протяжении тысячелетий. Теперь западный мир перестал считать эти общества
примитивными и отсталыми. Сегодня к ним обращаются как к носителям высшей мудрости.
Начиная с 1960-х психоделические вещества активно стали использоваться в молодежной культуре в
качестве средства пробуждения и активизации духовной и творческой потенции. "
Наше поколение впервые в истории превратило самопознание в преступление, совершаемое тогда, когда
это самопознание осуществляется с помощью растений или химических веществ", -- считает доктор
фармакологии А.Шульгин. -- "Любой наркотик, будь он разрешенным или запрещенным, чем-то вознаграждает
тебя. Употребление любого наркотика связано с риском и может перерасти в злоупотребление. Каждый
человек сам должен соизмерить ценность этого вознаграждения со степенью риска и решить, что же
перевесит". Теренс Маккена, специализирующийся на этнофармакологии и философии, говорил: "Я выступаю в
защиту психоделиков не потому, что считаю их употребление делом простым и легким, а потому, что это --
единственное средство. Все остальное -- не эффективно. Если бы слова были хоть сколько-нибудь действенны,
то людям хватило бы одной Нагорной проповеди...".
Феньки4)
Хиппи , как известно, дети цветов, и немудрено, что они обожают все яркое, цветастое. Настоящий
хипповский прикид обычно является произведением искусства, и, конечно же, -- вершина хиппового
самовыражения -- феньки. Фенька может быть какой угодно. Само слово произошло от вольной
интерпретации английского "thing". Первоначально так назывались любые прикольные мелочи, которые дарили
друг другу. Позже так стали называть в основном украшения, причем самодельные. Чаще всего встречаются
плетеные бисерные феньки. Фенька -- не просто украшение, она несет определенную смысловую нагрузку.
Учитывается все: цвет, стиль, размер. У нее должно быть имя, которое ей обычно придумывает автор.
Феньки используются у супругов- хиппи вместо обручальных колец. Встречаются "бродячие" феньки,
которые передариваются неимоверное количество раз и иногда успевают обойти почти всю страну.
Отечественные Хиппари5)
Отцом русского хиппизма считается Леонид Брежнев, прости Господи. Относительно спокойные и благополучные времена застоя породили относительно сытый бунт. У общества появился довесок, не обусловленный экономической политикой страны. Те же рюкзаки, те же дороги, каэспэшные песенки, палатки, костры и привалы. Гомосексуализм, наркотики и рок-н-ролл были позже, уже после перестройки. Когда толпы кричали вслед за Виктором Цоем: "Перемен! Мы ждем перемен!" Они все хотели "встать и выйти из ряда вон". Им в общем-то было все равно, куда выходить. Панки, так панки, байкеры, так байкеры, хиппи, так хиппи.
Однако иметь в себе субкультуру, полностью отрицающую общую систему ценностей и не участвующую во всеобщей жизни, - это роскошь для общества. А нашей стране не до роскоши. У нас хронические критические дни, непрерывные кризисы и революции, у нас всегда есть возможность пройти инаугурацию, обряд посвящения. Поэтому случился парадокс - русские хиппи полезли в политику. И во время августовского путча люди, которым все должно быть по фигу, бродили по Москве и орали: "Нет ГКЧП, не отдадим завоеванные позиции". Кто-то говорит, что после этого движение хиппи в России умерло, как умерло оно еще раньше на Западе.
Пост хипповое Житье-Бытье6)
Не следует думать, что с закатом "эпохи цветов" полностью исчезли и ее дети. Конечно, нынешнее
поколение хиппи не совсем похоже на то. Зачастую молодежь, называющая себя так теперь, далека от
духовности шестидесятников. Несмотря на внешние атрибуты, в ней не сложно увидеть лишь имитацию.
Всевозможные феньки, прикиды из second hand-ов, традиции free love, музыка "Дорз", Хендрикса, Джоплин --
ничего не могут принести человеку, который на самом деле далек от самой идеи, идеи Любви Всеобщей и
Всепоглощающей, человеку, далекому от поиска и от пути к этой любви. Братья и сестры, слушающие рассказы
редких ветеранов, сдаются, убеждаясь, что все уже позади, что истая нравственность хиппи осталась там, в
60-х.
Разумеется, очень сложно возлюбить какого-нибудь крепыша с обритым затылком, если он и еще десять
ему подобных волтузят тебя где-нибудь в подворотне и укоряют за длинные волосы и немодный костюм.
Очень сложно сосредоточиться на вещах нематериальных и освободиться от "бытовухи", когда все вокруг, даже
люди любимые, считают твой путь ненормальным и стараются тебя "излечить". Но и среди современных
хиппи существуют люди, которые духовно растут и которые стремятся к свободе и любви не только для
себя, но и для ближнего. Они путешествуют автостопом, сейшенят с гитарами и флейтами на людных улицах,
встречаются друг с другом, обмениваются информацией, пишут стихи, сочиняют песни, живут с любовью и
ради любви. Быть хиппи -- это еще один путь, путь любви реальнее многих прочих, и этот путь имеет сердце.
Исключительно интересные вещи :)7)
|
|