Забавное название, не правда ли? Напоминает статьи раннеперестроечного периода типа: «Легко ли быть молодым?». Конечно, если воспринимать это буквально, то становится смешно. Представьте себе такого молодого хип-хоппера, который встаёт с утра и, проклиная судьбу, с тяжёлым вздохом надевает несколько футболок QUICKSILVER, широченные штаны BILLABONG с квадратными карманами, кроссовки FUBU, бейсболку NY Yankees козырьком назад, привешивает парочку цепей потяжелее и грустно плетётся навстречу ухмылкам и оскорблениям прохожих, рискуя каждую минуту подвергнуться обыску со стороны недоверчивых работников милиции или нарваться на драку с чересчур патриотично настроенными сверстниками. Ужас! Ну и зачем ему всё это надо? Ну ладно, мы насмотрелись на всех этих хиппи, панков, металлистов, гранджеров – всё, казалось бы, отбесились. Но видимо западные спецслужбы не знают покоя и развращают нашу молодёжь всякими отрицательными примерами. А и правда, с чего это вдруг появились в Питере такие вот персонажи, количество коих растёт в геометрической прогрессии.
Вряд ли имеет смысл в рамках данного краткого обзора рассказывать подробно историю возникновения хип-хоп культуры на Западе. Всё-таки мы говорим о конкретной ситуации в Санкт-Пеербурге. Зародившись в Америке в 80-е, хип-хоп культура повлияла на весь мир, причём не только в музыкальной сфере. Мода, танец, изобразительное искусство, кино, реклама, спорт – это не полный список сфер, на которые хип-хоп оказал колоссальное воздействие. Россия не оказалась исключением. Но несмотря на то, что развитие хип-хоп совпало с началом перестройки, рэпперы вовсе не были желанными гостями ни в домах культуры, ни в парках, ни на площадях, ни, конечно, в школах. И тем не менее, несмотря на все запреты, эта культура начала прививаться и у нас.
Как культурный феномен хип-хоп фактически самодостаточен. Он состоит из нескольких категорий, могущих существовать вполне независимо друг о друга. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта.
РЭП – или читка – пожалуй главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Фактически, пользуясь музыковедческими терминами, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, ибо чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерации. Естественно, существует не только англоязычный рэп. Широко известны и французские, немецкие, испанские исполнители. Рэп постоянно набирал популярность и сейчас эта тенденция только усилилась. Достаточно сказать, что в США, например, из 20 высших мест в общих хит-парадах 10-12 обязательно занимают рэп-исполнители. В данный момент в России, соответственно и в Петербурге, наблюдается настоящий бум рэпа, потому что впервые русскоязычный рэп нашёл массового слушателя
ИДЕОЛОГИЯ - смысл текста имеет решающее значение, так как хип-хоп изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Думается, следует осветить этот момент немного подробнее. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению (причём это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, белой частью населения, поэтому ни о какой субкультуре гетто в России не может быть и речи. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако, был найден выход из ситуации и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты) и другим категориям. Этот подход оправдал себя. Благодаря продюсерским способностям Шеffа был раскручен рэп-исполнитель Децл, песни которого сейчас занимают верхние строчки почти всех молодёжных хит-парадов России. Рэп набирает силу и в ближайшие один-два года эта тенденция, судя по всему, сохранится.
БРЕЙК – или би-боинг, или хип-хоп. Это танцевальный элемент данной субкультуры. Описывать его довольно трудно, поэтому лучше один раз увидеть самому, тем более что он присутствует почти во всех видеоклипах рэпперов (да и не только, а может уже и не столько в них).
ГРАФФИТИ – своеобразная, легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста. Делится в основном на роспись на стенах (домов, туннелей, переходов, мостов); так называемые бомбы (граффити в вагонах метро, другом общественном транспорте, отсюда происходит выражение бомбить или разносить, то есть расписывать что-либо, в основном общественный транспорт, краской) и скетчи, то есть эскизы граффити на бумаге. Этот элемент также занимает всё большее место в российской хип-хоп культуре, однако основным сдерживающим фактором является высокая цена баллончиков с красками.
ДИ-ДЖЕИНГ – фактически, это музыкальное сопровождение для рэпа и брейка, хотя конечно, ди-джеинг может существовать и отдельно. Традиционно, ди-джеи используют виниловые пластинки (винил) и все более-менее известные западные группы обязательно выпускают варианты своих альбомов на виниле. Ди-джеи создают как свои записи, так и используют чужие, «вырезая» кусочки записей (сэмплы) и вставляя их в свои композиции. Кроме того, существует большое направление, называемое «скрэтчинг» (от scratch (англ.) – царапина), в котором из пластинок извлекается звук от соприкосновения с иглой звукоснимателя во время прокручивания их руками, а так же путём наложения различных эффектов на этот звук.
Некоторые виды спорта, такие как скейтбординг, катание на роликах, сноуборде, баскетбол, бейсбол и другие, также ассоциируются с хип-хопом, хотя их связь является довольно спорным вопросом.
Однако, может сложится впечатление, что рэппер – это человек, обладающий хотя бы одним из умений, перечисленных выше. На самом деле подавляющая масса рэпперов – это тусовщики, посещающие различные рэп-вечеринки и в лучшем случае знающие только самые элементарные основы этих умений, а чаще всего перенимающие лишь атрибутику и не вникающие в суть движения.
|